«Господин Никто»: если бы
Рецензия на фильм Господин Никто
А что, если бы тогда, на пляже, он не сказал девушке «я не купаюсь с дурами», а честно признался, что не умеет плавать? Что могло быть, если бы в ту секунду на записку с ее номером телефона не упала капля воды или если бы они случайно не встретились в метро? А что если бы он разбился на мотоцикле и год провалялся в коме или не пригласил на танец ту красивую брюнетку?..
«Господин Никто» - нанизанные друг на друга «если бы» и «кабы», убеждающие, что ежедневно, ежечасно, ежесекундно человеку приходится выбираться из миллионов вероятностей одну, по которой дальше потечет его жизнь. Одна снежинка может согнуть лист бамбука – гласит китайская пословица, один ничтожный выбор может изменить течение всей жизни.
Герой все время находится в состоянии выбора. Ключевой - в 9 лет: остаться жить с мамой или папой. И далее начинаются вариации, что могло стать с его жизнью, если бы он остался жить с тем или другим родителем. Представьте родословное древо. Наверху – вы, от вас ответвления: мама и папа, бабушка и дедушка, их сестры и братья, их дочери и сыновья... Схематично фильм выглядит также. Наверху – 9- летний мальчик, а дальше пошли вариации того, что может с ним быть.
Но не все так просто. Еще есть дряхлый старичок в 2092 году на совершенно преобразившейся планете, где люди научились не стареть и где лучшее домашнее животное – поросенок из стволовых клеток. Правда, телеведущие по-прежнему эпатажны, а зрители глупы. Есть Марс, на котором на людей работают марсиане («Китай стал слишком дорогим для нас»), есть космические корабли, на которых люди летают на Марс для «посмотреть». И неясно, то ли эта фантастика – очередной поворот судьбы героя, то ли сюжет книги, которую пишет 15-летний подросток.
В фильме не чувствуется времени. Оно скачет из 1974 в 2092, из 2092 в 2009, из 2009 в 1990-е. Время в фильме – серый кардинал, управляющий происходящим. Время - как вода, поэтому воды в фильме очень много: человек тонет во времени (в одной из жизней герой падает в машине в реку и не может спастись), человек боится времени (герой никак не может научиться плавать), человек может контролировать время (эпизод, когда вертолеты разбирают океан по кусочкам). Но помимо этого абсолютного клише «время-вода» есть новое определение: время – это то, что не позволяет произойти всему и сразу.
Дормель рассматривает жизнь человека и возможные в ней перемены только с точки зрения любовных отношений. Завязка - три улыбчивые девочки на скамейке, и на них строится сюжет. Что было, если бы герой был с блондинкой Элиз, что было, если бы герой был с брюнеткой Анной, что было, если бы герой был с азиаткой Джин. Здесь нет работы, карьеры, хобби. Здесь только любовь.
Жако Ван Дормель не снимал кино с 1996 года. Если все эти 14 лет он обдумывал замысел «Господина Никто», то эти годы не прожиты зря. Можно говорить, что «Господин Никто» - обрезки и отрывки прописных истин, что о свободе выбора снято достаточно фильмов. Достаточно, но такого фильма еще не было. «Господин никто» напоминает перетасованные карточки с вариантами развития жизни. Рваный сюжет, непредсказуемость, динамичность в горькой смеси с философией, фантастикой и мистикой. Наверное, такие фильмы называют делом всей жизни, и вряд ли Дормель еще сможет снять кино, которое затмит замыслом, сценарием и исполнением «Господина Никто». Дормель вложил в героя свою жизнь, даже день рождение у Никто, как и у режиссера, 9 февраля.
Ирина ГОЛОСОВА
Комментариев нет:
Отправить комментарий