воскресенье, 2 мая 2010 г.

Господин Никто



 Совершенно невозможно пересказать сюжет "Господина Никто" (Mr. Nobody, реж. Жако Ван Дормель, 138 мин.). Потому что у него не один, а неопределенное количество сюжетов. Главный герой с красивым именем Немо Никто (Джаред Лето) впервые появляется на экране впавшим в маразм 117-летним стариком.

Там, в далеком будущем, люди не умирают, и он - "последний из смертных". Пытаясь вспомнить свою жизнь и понять, как он попал в это время, Немо мысленно перемещается в прошлое, и тут-то начинаются сложности.

Прошлое, существующее только в памяти, может быть каким угодно. Может быть, после развода родителей Немо остался с отцом (Рис Айфанс), а возможно - с матерью (Наташа Литтл). Может быть, он женился на блондинке в синем по имени Элиза (Сара Полли), а возможно, на Джин, китаянке в желтом (Лин Дан Пам). Или связал свою жизнь с Анной (Диана Крюгер), брюнеткой в красном. Возможно, он разбогател и живет в собственном доме с бассейном. А может быть, он всего лишь чистильщик бассейнов. Варианты множатся, и отыскать среди них истину почти нереально. Нам подсовывают и несколько версий его смерти "в самом расцвете сил", и тут дело совсем плохо, потому что вот же он, доживший до глубокой старости, сидит перед доктором на фоне футуристического пейзажа и пытается вспомнить хоть что-то наверняка.

Разумеется, "Господин Никто" - далеко не первый фильм с таким "ветвящимся" сюжетом. Вспомнить хоть "Эффект бабочки", хоть "Вечное сияние чистого разума". Последнее интереснее, потому что "картинка" у "Господина Никто" вполне в стиле творений Мишеля Гондри, особенно -
"Науки сна".

При всем при том фильм невозможно назвать неоригинальным. Это невероятно необычное кино, в котором перемешаны кукольные интерьеры родительского дома Немо образца 70-х, черно-белый мир его подсознания и стерильное светлое будущее. Бестолковые родители, стервозные жены, растерянные дети и сам Немо, не понимающий, в каком мире живет, - вдруг поражают психологической достоверностью, а через минуту оказываются лишь кусочками пазла.

Картинки, составляющие этот пазл, застревают в памяти надолго: вот отец Немо борется с дождем и ветром, вырывающим у него зонтик. Вот 15-летняя Анна (Джуно Темпл), похожая на юную Софи Марсо, лежит на красном ковре. Вот маленький Немо стоит перед витриной кондитерской и не может выбрать - пирожное или булочка?

Возможно, через пару дней эти картинки и у меня перестанут складываться в единое повествование. Но ощущение настоящей жизни, мучительной, нелогичной, но красивой и единственно возможной, все равно остается...


Комментариев нет: